В России в 2019 году в пилотном режиме, а в 2020-м — в обязательном порядке для определенных групп товаров начала работать система защиты потребителя от контрафактной продукции «Честный знак». Ее суть заключается в нанесении на упаковку специального кода Data Matrix, с помощью которого продукция вносится в единую базу данных и отслеживается на всех этапах движения до потребителя.
Систему «Честный знак» разработали с целью обеспечить покупателя всей необходимой информацией о товаре и обезопасить его от покупки контрафакта, способного нанести вред здоровью. Любой человек, оказавшись перед прилавком магазина со смартфоном, сможет получить данные об интересующем продукте: дате и месте изготовления, сроке годности, описание. Внедрение такой системы способно защитить рынок, производителя и конечного потребителя от мошенников.
Требования, предъявляемые к коду
Наносимый цифровой код — это идентификатор квадратной формы, состоящий из отдельных черно-белых элементов. Каждый датаматрикс-код уникален и содержит информацию о товаре (открытая часть, доступная потребителю) и защитный крипто-хвост (закрытая часть), отвечающий за безопасность информации. В обязательные для маркировки группы товаров уже вошли отдельные виды одежды, обувь, лекарства, табачная продукция, парфюмерия, бутилированная вода, молочные товары и проч. Этот список постоянно дополняется.
Ответственность за наличие кода лежит на производителе товара или упаковки. К маркировке предъявляют определенные требования: код маркировки должен быть нанесен печатным способом, с качеством печати не ниже 1,5 ©, минимальный размер кода — 20×20 символов. Размер одного элемента идентификатора должен быть больше 0,255 мм, оборудование для нанесения кода должно обеспечивать данное разрешение.
Способы нанесения кода Data Matrix
Производитель товаров вправе выбирать один из способов маркировки:
- самоклеящиеся этикетки с напечатанным в типографии кодом,
- непосредственно у себя на упаковочном оборудовании,
- использовать уже промаркированную у производителя упаковку.
Аппликация этикетки является самым простым и недорогим способом, начиная от
банального ручного способа и с применением автоматических аппликаторов, обеспечивающих весьма немалую скорость работы.
При автоматической аппликации можно промаркировать как уже упакованный продукт на конвейере, так и упаковочный материал непосредственно на упаковочном оборудовании.
Во втором случае нанесение кода требует специального маркировочного оборудования на производстве, что влечет за собой дополнительные расходы. На
сегодняшний день одним из популярных и недорогих решений для этого стало применение встраиваемых инлайн термотрансферных принтеров, имеющих специальную функцию печати и обеспечивающих достаточное разрешение кода датаматрикс. Но данный способ маркировки имеет ограничения по скорости печати, как правило, это 20-30 м/мин., и недостаточную надежность.
Именно поэтому в цепочку участников «Честный Знак» были включены так называемые «типографии», поставляющие упаковочные материалы с уже нанесенным кодом.
И тем не менее, при всех имеющихся на сегодня технологиях для индивидуальной
маркировки, интегрируемых в печатное оборудование, ни одна из них не может обеспечить полноценную работу современной печатной флексографической машины, ограничивая ее скорость работы. Также стоит отметить, что данное решение способствует существенному удорожанию упаковочного материала.
На сегодняшний день весьма трудно судить о том, какой из способов является оптимальным для самого производителя непосредственно, поскольку слишком высок ассортимент выпускаемой молочной продукции и способы его упаковки и данные требования являются новинкой для данного рынка.