Рассмотрим функции упаковки, так как именно они определяют внешний вид, свойства, особенности конструкции. Основных функции три: защитная, информационная и оптимизирующая, которые в свою очередь включают в себя очень много дополнительных вариаций. Давайте рассмотрим более детально.
Защитная функция
Упаковка полностью или частично спасает:
- От физических воздействий. Например, трение, удары, вибрация, давление — практически от всего, что может нанести урон продукции, упаковка может защитить. При этом речь может идти не только об оболочке, но и ложементах и специально разработанных внутренних вставках.
- От биологических угроз. Упаковка защищает продукцию от контактов с микроорганизмами, при условия что упаковка стерильна и герметична, а также от насекомых и небольших животных.
- От климатических воздействий. От перепадов температур и влаги до ультрафиолетовых лучей. Также влага может скапливаться и внутри — влагостойкие и термоизоляционные материалы призваны решить эту проблему.
- От социальных угроз. Упаковка является своеобразным средством контроля вскрытия. Еще нередко на упаковку клеятся, так называемые, пломбирующие наклейки, которую если порвать, обратно аккуратно не приклеить.
Оптимизирующая функция
Упаковка помогает оптимизировать пространство следующим образом:
- Организует и группирует товары, которые являются составными. В качестве примера можно привести конструкторы для детей, продукты быстрого приготовления, в упаковку которых кладут приправы и соуса. Смартфон, где в коробке можно найти наушники, зарядное устройство и т.п. Сюда подойдут абсолютно любые комплекты, которые находятся в одной упаковке.
- Придает форму и конечный объем. Речь о жидкой, сыпучей и газообразной продукции. Кислород в баллонах и дезодоранты просто не было бы возможности как-либо перевозить и хранить. Так же сюда относятся любые напитки: вода, вино — все это производителям было бы очень затруднительно продавать без упаковки.
Помимо оптимизации пространства упаковка помогает упростить еще очень много действий:
- Оптимизация логистики. Для упрощения перевозок, чтобы все влезло в машину/поезд/самолет. При разработке упаковки, практически, всегда думают о дальнейшей логистике. Также необходимо сказать о специальных отверстиях и ручках, которыми снабжается упаковка для облегчения переноски. Также упаковка специально конструируется для того, чтобы ее было удобно хранить на складе.
- Оптимизация использования. Исходя из содержимого и условий использования, упаковку приспосабливают для промышленных и потребительских целей, а также для того, чтобы ее было удобно применять при торговле и использовать уже конечным покупателям. Например, некоторую потребительскую упаковку можно распаковать, а затем снова запаковать, позволяя сохранять свойства товара. Часто упаковка является инженерным изобретением, как например упаковка для бритвы. После вскрытия упаковка становится подставкой, а также местом хранения сменных лезвий.
- Оптимизация учета. Если товар расфасован по упаковкам, то очень легко осуществлять его учет. Например, мешки для муки на производствах чаще всего хранят в мешках по 50кг, следовательно нет нужды взвешивать все мешки, достаточно просто посчитать мешки и получится общий вес остатков.
Информационная функция
С помощью упаковки можно передавать следующую информацию:
- Информация о составе.
- Информация о содержимом. От модели и названия товара, до массы и способов использования.
- Логистическая информация. Как транспортировать и хранить. Часто данная информация зашифровывается с помощью пиктограмм, так называемые, манипуляционные знаки.
- Рекламная информация. От слогана, логотипа и названия бренда, до информации о производителе и кратком описании преимуществ.
- Информация об утилизации. Определенные группы товаров имеют особые условия утилизации. Например, ртутные термометры, батарейки. Если упаковка была изготовлена из переработанных материалов, на ней тоже могут использовать некоторые пиктограммы.